Что скажут о тебе другие, коли ты сам о себе
ничего сказать не можешь
(Козьма Прутков)
Вышел в свет второй выпуск журнала "Школьная библиотека: Сегодня и завтра", мне из рук в руки передала этот журнал гл. редактор Татьяна Дрыжова.
В разделе IT-Школа современного школьного библиотекаря мы предлагаем поговорить о том, что такое портфолио библиотекаря школы, зачем оно ему необходимо, и, если все же требуется, то как и где представлять его в Интернете (а мы говорим именно о веб-портфолио), какие инструменты для этого применять.
Портфолио по определениям, данным в литературе, обозначает “подборку сертифицированных достижений, наиболее значимых работ и отзывов на них”. Казалось бы, чего проще - размещай о себе такую комплексную “визитку”-самопрезентацию с помощью готового конструктора, включающую личные данные, свои достижения, ссылки на творческие работы, созданные самостоятельно документы и отзывы-мнения о проводимых библиотекарем проектах и конкурсах, читательских конференций и обсуждений книг, чтобы все вокруг видели, чего ты достиг в своей профессии. Но, как оказывается, такого “прямого” подтверждения своего профессионализма уже недостаточно. Библиотекарь школы сегодня разделяет с учителями- предметниками бремя повышения качества обучения школьников и их подготовленности к новым требованиям рынка труда, в связи с чем, от его портфолио ждут демонстрации соответствия уровня систематически приобретаемых навыков и квалификации меняющимся потребностям учащихся, а также предъявления более тесной связи собственных успехов с их успехами.
В первом случае библиотекарю можно открыто продемонстрировать уровень своего профессионального развития и систематического освоения нового, предоставив в портфолио ссылку на алгоритм собственных шагов в направлении саморазвития и самообучения в виде персональной учебной среды, о которой сегодня рассказывается в одной из статей рубрики (напр., ментальной карты овладения библиотекарем Интернет-инструментами). Во втором - размещая в своем портфолио ссылки на анализ динамики изменения у школьников уровня информационной грамотности и культуры, содержания их поисковых запросов, обращений в библиотеку, процент охвата чтением, статистику совместных уроков с учителями-предметниками, можно тем самым предъявить ожидаемую результативность работы библиотекаря с учащимися.
Интернет дал в руки библиотекарей школ замечательные инструменты и конструкторы для яркого представления на сайтах, в блогах, на страничках вики-сред важных составляющих такого своего портфолио, которое продемонстрирует умение качественно работать по всем указанным направлениям, доказывая в очередной раз всем участникам педагогического процесса - от учащихся до директора школы, что библиотекари знают себе цену и без них им никак не обойтись. Авторы статей нашей сегодняшней рубрики постараются помочь в этом.
Содержание нашей рубрики в выпуске 2 журнала:
Алексеева Оксана, Новосиб. обл. ВикиСибириада как модель формирования портфолио библиотекаря
Активный участник проекта “ВикиСибириада” автор статьи считает, что вики-среда является комфортным местом для размещения библиотекарем своего портфолио прежде всего потому, что в ней он и учится, накапливая опыт использования интернет-сервисов в своей работе, и повышает квалификацию, и растет как профессионал, обмениваясь своим опытом и знаниями с другими представителями сетевого библиотечного сообщества, и организует творческую деятельность с детьми и подростками, успехи которых в проводимых библиотекарем проектах находят в вики-среде свое отражение.
Активный участник проекта “ВикиСибириада” автор статьи считает, что вики-среда является комфортным местом для размещения библиотекарем своего портфолио прежде всего потому, что в ней он и учится, накапливая опыт использования интернет-сервисов в своей работе, и повышает квалификацию, и растет как профессионал, обмениваясь своим опытом и знаниями с другими представителями сетевого библиотечного сообщества, и организует творческую деятельность с детьми и подростками, успехи которых в проводимых библиотекарем проектах находят в вики-среде свое отражение.
Кубрак Наталья, Вилючинск Отображение профессиональных достижений в социальных сервисах
Автор статьи рассматривает отдельные элементы веб-портфолио библиотекаря, которые можно отнести к “документам” - конкурсным и проектным работам, авторским разработкам и сценариям, проектам и программам, др. В статье приводятся примеры представления коллекции различных документов, даются рекомендации по их созданию с помощью сервисов веб 2.0
Короповская Вера, Мурманск Конструкторы портфолио
Автор статьи рассматривает несколько специализированных сервисов для создания веб-портфолио библиотекаря и библиотеки. В статье приводятся примеры личных электронных портфолио библиотекарей и портфолио библиотек, созданных в этих сервисах-конструкторах.
Cмутнева Елена, Новосибирск Персональная учебная среда библиотекаря
Автор в своей статье разбирается с понятием Персональная учебная среда (PLE). Исходя из личного опыта, автор конструирует персональную учебную среду библиотекаря, работающего с детьми и подростками, предлагая алгоритм создания подобной среды. По мнению автора, пользователи сети могут стать центрами (узлами сети), способными создавать вокруг себя образовательное пространство в Интернете, который необходимо и возможно использовать не только в целях самообразования, но и профессионального развития.
Орешко Марина, Мурманск Каждый блогер желает знать… (Как сделать счетчики посещений в блоге и установить форму обратной связи с читателями-подростками)
Автор дает рекомендации библиотекарю-блогеру по установке счетчика числа посещений, который позволит быть в курсе того, насколько популярен его блог, сколько у блога посетителей в день/ за месяц/ за год. “Обратная связь” - основа работы библиотекаря и одна из важных составляющих его веб-портфолио. Кроме того, автор рекомендует некоторые сервисы для создания форм обратной связи с читателями и посетителями - для вопросов, сообщений о продлении литературы, взятой на дом, для “виртуальной справки”, голосования и пр.
Комментарии
Отправить комментарий