К основному контенту

"Те, кто освоил новые сервисы и их возможности, делают прорыв!"



Вчера на Московском педагогическом марафоне -2013 прошел День школьного и детского библиотекаря. 356 библиотекарей школ Москвы и Московской области посетили секцию "Библиотека "цифровой" школы", на которой состоялся разговор о необходимых и назревших  изменениях в роли библиотеки школ. Е.Н.Ястребцева (Ваш покорный слуга) высветила в своем сообщении несколько аспектов:

  • Изменения в школьной библиотеке неотвратимы
  • Современной школе нужна современная библиотека
  • Новые формы работы  со школьниками
  • Что должен уметь современный библиотекарь
  • С чего начать свое движение к библиотеке "цифровой" школы
  • Как библиотеке представить себя в Интернете

Фотографии  сделаны автором блогов:
Записная книжка БиблиоРомантика
Что читает библиотекарь?


Мне казалось, что московские библиотеки в силу своей бОльшей оснащенности компьютерами, имеющие хороший доступ  в Интернет (во всяком случае, именно так утверждается в различных документах Департамента), должны быть в авангарде тех изменений, которые диктуются самой жизнью. Была удивлена тому, как по-разному реагировали на необходимость перемен библиотекари, присутствовавшие в зале - от явной поддержки до раздражения и неприятия ("на мой век хватит того, что есть"). Некоторые говорили, что у них плохой интернет и учиться нет возможности непосредственно в школе, и были удивлены, что им посоветовали использовать свой собственный домашний компьютер и доступ в Интернет с него для саморазвития через обучение. Другие указывали на запреты  групповых действий школьников в библиотеке, например, в образовательных играх (?!), на запреты использования в школе блогов,  невозможности доступа к социальные сервисам...

После секции долго еще вели разговоры в кулуарах - о том, что блоги ведут лишь немногие библиотекари, да и то -  в "закрытой" московской среде, где нет возможности интеграции  с социальным сервисами и размещения, напр.,  буктрейлеров, "открытых" опросов и проведения "открытых" исследований, размещения творческих работ школьников, создания  справочной виртуальной службы и пр. Говорили о  том, что существующие официально курсы переподготовки библиотекарей значительно отстают от требований времени, что необходима систематическое дистанционное обучение библиотекарей...

Сегодня я получила письмо от одного из присутствовавших на секции участников:
Уважаемая Елена Николаевна! Решила написать Вам. Сегодня была на Дне школьного и детского библиотекаря. Видела и слышала Ваше выступление. Поражена реакции зала на все то, о чем Вы рассказывали. Я посчитала примерно - всего на дне было примерно 500 человек, в зале секции - более 300, т.е.,  всего примерно треть библиотекарей Москвы. Вы задали вопрос - Сколько библиотекарей ведут свои блоги? - Подняли руки всего 7 человек! Конечно, удивительно не только количество поднявших руки, но и  агрессивная реакция многих в зале на необходимые нововведения...
Думаю, что технически библиотеки Москвы имеют  несколько более обширные ресурсы, чем многие и многие регионы. Но тогда почему же не используются полномасшатабно эти возможности?! - Конечно, обучение и освоение требует времени, самостоятельных усилий и других качеств. Но Вы безусловно правы в том, что те, кто освоил новые  сервисы и их возможности, делают прорыв...

Вот и я согласна, что прорыв делается теми, кто пытается измениться сам и изменить ситуацию вокруг себя!





Еще заметки после Марафона от Елены Шведовой, чья фотография запечатлела момент обсуждения темы в кулуарах

Популярные сообщения из этого блога

О лидерах в образовании, или память о больших проектах

Потрясающая карта появилась в интернете в результате двухлетнего (с 2015 года) изучения сообществ лидеров инноваций в образовании сотрудниками Центра Содействия Инновациям в Образовании "СОЛь". Методом снежного кома, двигаясь от человека к человеку по их рекомендациям было проведено более 300 интервью, в результате которых построен среди прочего социальный граф, состоящий из почти 1000 лидеров.

К моему удивлению в первой двадцатке лидеров одного из сегментов есть и я. "К удивлению" - потому, что активность моя в работе с педагогами осталась давно позади - ровно десять лет назад у оставила проект Intel (R) "Обучение для будущего", и всю свою сетевую активность перенесла на школьных библиотекарей и библиотекарей, работающих с детьми и подростками. К сожалению, до последнего времени пути-дорожки в интернет учителей школ и библиотекарей не пересекались, следовательно, возможность того, что опрашивали и их, отсутствует. Значит, выбрать среди множества уважаем…

Ежегодная дурацкая академическая привычка

Мои тридцать лет работы в Российской академии образования, как я сегодня поняла, не прошли даром. Как только приближается или наступает январь меня так и тянет написать отчет по прошедшему…. Вот и в этом году, как ни боролась сама с собой, полагая, что моя пенсионерская жизнь уже не располагает к откровениям подобного рода, я таки не смогла удержаться и вот - “я к вам пишу”... Тема года - Близкие люди Девиз года - Любит тот, кто учит Слово года - Встреча Самое главное дело года - Защита магистрантов 
Лучшие моменты года 90-летие мамы, которое тепло отметили в кругу родных - московских и челябинских. Было здорово! Восстановленная справедливость - в старом альбоме нашла фото маминой школьной подруги, актрисы Челябинского драмтеатра, а затем - театра им.Ермоловой в Москве - Лёли Климовой, которое она подарила маме, уже будучи известной. Её уже, к сожалению, почти 20 лет как нет с нами. Ни на одном театральном портале не нашла такого снимка, отослала админу. Теперь красавица Ольга Климова жив…

Учиться, чтобы не “заржаветь"

76 библиотекарей московских школ, обучавшиеся с середины мая по конец июня на дистанционном курсе ТемоЦентра Департамента г.Москвы "Медиаобразовательные технологии в школьной библиотеке (начальный уровень)"/Авт.: Е.Н.Ястребцева и В.П.Короповская, успешно завершили его. Всего записалось на обучение еще в мае 87 чел.


Библиотекари прошли большой путь самостоятельной работы, погрузившей их в мир медиатехнологий, позволившей им освоить работу с Google-инструментами и LearningApps, и подсказавшегй путь к коллективному взаимодействию со своими читателями.

Со спокойной душой библиотекари уносят с собой в лето и новый учебный год интересные работы (а палитра работ была значительно больше тех, которые называю!), над которыми трудились индивидуально и коллективно полтора месяца:
Google-презентацию “Коллективная “копилка” библиотечных веб-квестов”Общую доску “Интерактивных викторин”Понятно, что это - лишь верхушка того айсберга под наименованием “возможности интернета” для работы со школь…