К основному контенту

Решим проблемы безопасности интернета с помощью формирования информационной культуры школьников!


Сообщением, опубликованным автором этого блога в "Школьном секторе" Ассоциации RELARN, решила поделиться с библиотекарями-своими читателями.

Сообщение называется "Нельзя решать “проблему безопасности”, занимаясь только самой безопасностью"...

Главное, о чем говорили здесь в этот день - формирование информационной культуры и грамотности сегодняшних школьников и студентов…

Круглый стол «Безопасность школьников в Интернете в рамках образовательного процесса» состоялся в Хрустальном зале в рамках прошедшего 9 февраля 2010 года — в Международный день безопасного интернета — в «Останкине» форума, завершившего Год безопасного интернета. Этот Круглый стол собрал около 40 участников – ученых, методистов Институтов повышения квалификации работников образования, педагогов-предметников, представителей общественных организаций.


Ведущими Круглого стола выступили Л.Н.Горбунова, к.п.н., профессор кафедры педагогики и психологии Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПК и ППРО) и Е.Н. Ястребцева, к.п.н. , генеральный директор ООО «КМ-образование», координатор «Школьного сектора» Ассоциации RELARN

Во вступительном слове Л.Н.Горбунова рассказала о необходимости на сегодня формирования информационной культуры всех участников учебного процесса - директора школы, преподавателей и школьников и представила курс для директоров и педагогов школ, разработанный сотрудниками АПК и ППРО совместно с компанией Microsoft


Е.Н.Ястребцева обозначила круг ответственных за безопасность школьников в Интернете – родители, бизнес-компании (контент-разработчики, хостер-провайдеры), педагоги-предметники и библиотекари школ. Были определены болевые точки сегодняшнего этапа в деле формирования информационной культуры школьника (отсутствие специальных занятий в школе для школьников по проблеме, недостаточность информирования родителей, невыстроенность взаимодействия педагогов-предметников и школьных библиотекарей при проведении учебных проектов и самостоятельных исследований школьников, др.)

Среди тех, кто принял самое живое участие в работе Круглого стола:
Е.В. Сорокина, сотрудник АПК и ППРО (Москва), рассказавшая о курсах повышения квалификации педагогов Академии в области здоровья и безопасности детей в интернете. - Без подготовленных кадров, осознающих необходимость собственного квалифицированного взгляда на проблему безопасности своих учеников – невозможно полноценное развитие информационной культуры школьников в образовательном учреждении.
М.И.Шубинский, директор Центра образовательной информации Петроградского района Санкт-Петербурга, координатор проекта «Чистый Интернет», рассказавший о результатах межрегиональной программы “Чистый Интернет”, в рамках которого разработано пособие для школьников 5-6 классов. - Этот курс, названный авторами «Основы безопасности жизнедеятельности в сети Интернет (ОБЖИ)», успешно проводится среди школьников.
И.Е. Васильева, директор Центра телекоммуникаций и информационных систем в образовании, г.Ярославль, поделившаяся многолетним опытом организации и проведения сетевых образовательных Всероссийских, международных проектов и проектов для школьников, действующих в городской Сети. - Приучение детей к сетевой культуре необходимо и возможно, в том числе, в тесном взаимодействии с родителями.
И.А. Калашников, преподаватель факультета бизнес-информатики ГУ Высшая школа экономики, поделившийся новыми подходами к освоению студентами первых курсов правил библиотечно-информационной культуры и грамотности посредством «информационных прививок». - Должны действовать в процессе обучения школьников и студентов не прямые запреты («чем выше забор, тем больше желание узнать, что за ним»), а новые формы и приемы работы со школьниками и студентами.
И.Л.Мальков, директор Российского клуба связистов рассказал о той большой работе по патриотическому воспитанию школьников в Интернете.

Среди основных выводов, обобщенных Е.Н.Ястребцевой:
Многим родителям, волнующимся за безопасность своих детей, которых оставляют дома «один на один» с компьютером и предоставляющим им доступ к Интернет, необходим ликбез по существующему на рынке ПО, позволяющему устанавливать на домашних компьютерах «фильтры».

Некоторые бизнес-компании разрабатывают и представляют сетевым сообществам ресурсы не только обучающего характера, но и с уже «встроенной» образовательной, информационной культурой, в которых, прежде всего, есть место самому ребенку и он там – главный участник (Началка.инфо, Началка.ком, Мир Бибигона, Твиди и др.)

У педагогов школ, осваивающих работу в сетевых проектах, дистанционных олимпиадах или Интернет-конкурсах, появилась потребность в тесном взаимодействии с родителями, которых они более полно информируют о проводимой учебной работе, получая от них письменное согласие на возможность работы из класса в Интернете, привлекая к совместному выполнению некоторых домашних заданий и учебных исследований детей с использованием компьютера и Интернета. В этой деятельности обращается особое внимание школьников на необходимость соблюдения авторских прав, основных правил работы с компьютером и в Интернете.

В отечественной школе в условиях изменившихся подходов к обучению, когда учителя-предметники все чаще в своей деятельности используют проектно-исследовательские методики, направленные на активизацию самостоятельной деятельности школьников в Сети Интернет, постепенно выстраивается система взаимодействия педагогов с библиотекарями школ и учителями информатики, которые могут и должны становиться главными помощниками и консультантами школьников в формировании у них информационной культуры и развитии таких навыков мышления, которые позволяют им обучаться самостоятельно и социально адаптироваться

Участники Круглого стола согласились с тем, что безопасность детей в Интернете могут обеспечивать “правильные ценности” тех, кто предоставляет им эту возможность, кем бы он ни был. И родители, бизнес-компании (контент-разработчики, хостер-провайдеры), педагоги-предметники и библиотекари школ ответственны за безопасность школьников в Интернете. Гарантировать же безопасность сегодня не может никто… Но это не исключает возможности работать с “опасностями” как с учебными ситуациями, не обходя и не замалчивая их (именно такая мысль когда-то прозвучала в обсуждениях и в сетевых сообществах педагогов-блоггеров, участников конкурса БлогоРазумие).

Сегодня существует необходимость в осознании образовательным сообществом того, как, какими средствами, формами и методами работать с детьми над формированием их информационной грамотности и культуры в школе - посредством специально организованных занятий, учебных проектов и исследований во внеурочное время и на уроках (информатики? библиотечно-информационных? эти знания должны пронизывать все предметные уроки?)…

Может быть в том, что сегодняшние учителя и библиотекари школ без соответствующих знаний и умений не помогают ученикам действовать на современном уровне использования компьютеров и Интернета, и кроется причина того, что фактически образовательного Интернета с участием детей на сегодня фактически нет? (Примеры из телесюжетов, когда дети дистанционно, поставив за свой компьютер учебник, начитывают ответы учителям, сидящим в классах, через Интернет – не в счет). И в результате – сегодняшняя школа “мыслит” себя фактически отдельно от Интернета, «отчитываясь» за процессы информатизации своих школ – выкладывание материалов руками учителей в сегменте Сети для учеников, бесконечными показательными уроками «на один раз» и презентациями для школьников, созданными на года. Ну а там, где все несерьезно, серьезные вопросы безопасности работы детей в Интернете становятся важными только для их родителей.

Круглый стол по проблемам безопасной работы детей-школьников в Интернете выдвинул сегодня на первый план вопросы формирования сетевой культуры и информационной грамотности всех участников педпроцесса - самих педагогов/библиотекарей, школьников и их родителей. Пора в школе решать задачу формирования информационной культуры и грамотности учителей и школьников. Сами они, культура и грамотность - не появятся! Школе нужны педагоги, готовые к обмену знаниями и навыками. Педагогам - материалы по воспитанию информационной культуры. Родителям – консультации и соответствующее ПО. А всем нам – информационно грамотное, умеющее безопасно действовать в Интернете подрастающее поколение.


Общая информация об итогах этого дня

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Ежегодная дурацкая академическая привычка

Мои тридцать лет работы в Российской академии образования, как я сегодня поняла, не прошли даром. Как только приближается или наступает январь меня так и тянет написать отчет по прошедшему…. Вот и в этом году, как ни боролась сама с собой, полагая, что моя пенсионерская жизнь уже не располагает к откровениям подобного рода, я таки не смогла удержаться и вот - “я к вам пишу”... Тема года - Близкие люди Девиз года - Любит тот, кто учит Слово год а - Встреча Самое главное дело года - Защита магистрантов Лучшие моменты года 90-летие мамы , которое тепло отметили в кругу родных - московских и челябинских. Было здорово! Лёля Климова, актриса Восстановленная справедливость - в старом альбоме нашла фото маминой школьной подруги, актрисы Челябинского драмтеатра, а затем - театра им.Ермоловой в Москве - Лёли Климовой, которое она подарила маме, уже будучи известной. Её уже, к сожалению, почти 20 лет как нет с нами. Ни на одном театральном портале не нашла такого снимка, отослала ад

Три проблемы школьной библиотеки - одно решение

Хотя школьная библиотека априори библиотечным сообществом провозглашается “ядром” качественного образования в школе, более близкое знакомство с ее нынешним состоянием и деятельностью скорее вызывает обеспокоенность и наталкивает на мысли о неадекватности такой оценки.

«На зеркало неча пенять, коли рожа крива», не так ли, господа?!

Пословица «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» была поставлена эпиграфом к комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Пьеса хорошо разъясняет смысл пословицы - если ты некрасив, то в этом зеркало не виновато, в более широком смысле - нужно смотреть правде в глаза и в себе искать корень проблем и неудач. Вот и в баснях - небольших стихотворных или прозаических литературных произведениях сатирического характера содержится нравоучение — так называемая мораль.  И мораль эта, размещенная в баснях  – на все времена, там живые характеры и вечные вопросы, которые не стареют, как не стареет природа человеческая. Почему это я вдруг заговорила о баснях? - Просто с сегодняшнего дня и вплоть до 04.04.2016 можно пройти е щ е один Модуль курса "Сам себе писатель" в Универсариуме, и попытаться самостоятельно написать басню. Ну а если при этом вам удастся еще освоить “Эзопов язык”, то вашу басню можно будет не только разместить в комментарии на всеобщее обозрение, но и еще смело отнести к о